Пн.-Пт. 09:00 – 20:00
Сб. 09:00 – 15:00, Вс. – выходной
Все родители радуются успехам своих детей, ведь приятно знать, что строгие учителя, знакомые и соседи положительно отзываются о ребенке. Однако все это перечеркивается известием, что он является изгоем среди своих сверстников.
По словам психологов, первый класс является переломным моментом в жизни каждого школьника. Дети, посещавшие дошкольные учреждения, выработали определённый стиль поведения в коллективе, в отличие от «домашних» детей, не имевших достаточных контактов со сверстниками. Их отличает большая впечатлительность и ранимость, в то же время, они менее дипломатичны и уступчивы. Изнеженным и заласканным ребенком, привыкшим ощущать себя «центром Вселенной», неизбежная «смена декораций» воспринимается более остро и драматично.
Многие считают, что отношение окружающих к человеку предопределяется типом его темперамента и психологическими характеристиками. Но это глубокое заблуждение, поскольку меланхолики и флегматики (или интроверты), имеющие хотя бы небольшой опыт общения, имеют не меньше шансов комфортно чувствовать себя в коллективе, чем холерики либо сангвиники (экстраверты). Даже одиночкам, которые совершенно добровольно изолируют себя от общества, вполне по силам установить дистанцию, наиболее удобную для себя, не вызывая при этом отторжения и неприятия со стороны своих сверстников.
Дети с какими-либо физическими недостатками чаще других становятся жертвами агрессивного восприятия. То же самое можно сказать о тех, кто заикается, носит очки или просто имеет слабое здоровье. Детей 8–9 летнего возраста отличает очень жестокое обращение с теми, кто отличается от них. Это со временем проходит, но здесь необходимо вмешательство учителя и школьного психолога, которые сумеют пресечь конфликт и помочь затравленному ребенку проявить себя.
Однако, к сожалению, зачастую бывает наоборот. Не жалея для своих учеников неблагозвучных эпитетов, учителя тем самым провоцируют соответствующее отношение к ним со стороны сверстников. Это относится не только к школьникам, имеющим физические недостатки, но и к тем, кто по канонам традиционной педагогики не может считаться идеальным учеником. Например, к ребенку, который не так быстро, как остальные, усваивает школьную программу, приклеивают ярлык тугодума, а неугомонный почемучка становится выскочкой.
За высокопарными словами об индивидуальном подходе и праве ребенка на самоопределение скрывается неумение и нежелание уловить особенности его развития. Поэтому перед тем, как привести ребенка на собеседование при поступлении его в первый класс, следует познакомиться с классным руководителем и понаблюдать за его общением с детьми во внеурочное время либо напроситься прямо на урок. Неплохо попытаться понять, совпадают ли родительские взгляды на воспитание с требованиями преподавателя, ведь при слишком резкой смене отношений к ребенку последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Если ребёнок обучается в дорогой частной школе, которая доступна преимущественно состоятельным родителям, то проблема, связанная с разницей в социальном статусе, достаточно часто разжигается самими родителями. Дети из более обеспеченных семей снисходительно, а порой даже пренебрежительно относятся к своим небогатым сверстникам. Если таким отношениям потворствуют ещё и учителя, то ситуацию можно считать безнадежной, и без всяких сомнений надо скорее забирать ребенка из подобной школы.
В остальных случаях стоит не принимать категоричные скоропалительные решения, поскольку неизвестно, будет ли ребенок чувствовать себя лучше на новом месте. Вместо того, чтобы, не раздумывая, переводить школьника в другую школу, стоит постараться понять причину, по которой он чувствует себя некомфортно в этом учебном заведении. При наличии в образовательном учреждении психолога следует обратиться к нему.
В случае отсутствия школьного психолога можно решить проблему, обратившись к квалифицированным специалистам детского центра «Хуторок». Психологи центра максимально осторожно и деликатно проведут исследование, получив сведения об одноклассниках, учителе и выяснив все обстоятельства создавшейся ситуации.
Довольно часто ребёнок, не желая лишний раз переживать неприятную ситуацию, отказывается говорить на больную для себя тему. В этом случае необходимо попытаться установить контакт с учителем и понять, может ли он оказать поддержку ребенку. Заодно следует поинтересоваться тем, каков класс: дружный либо разобщенный, состоящий из мелких группировок. Не исключено, что причиной всех конфликтов является нервозность и раздраженность ребят, и решить проблему можно с помощью проведения ряда внеклассных мероприятий.
Если проблемы у ребёнка возникают и в условиях благожелательной школьной атмосферы, то, скорее всего, дело в нём. Тогда стоит отбросить родительские амбиции и взглянуть на него объективно — вполне может быть, что это он не может общаться со сверстниками, провоцируя своими выпадами конфликты. И не вы ли, по причине чрезмерной разборчивости в его контактах, виноваты в этом? Но даже в тупиковой, на ваш взгляд, ситуации, последнее слово нужно оставить за дочерью или сыном. Не исключено, что они предпочтут прежнее окружение. Конфликт со сверстниками — это «война», и, может быть, ребенку важно не проиграть её, а смена окружения станет его поражением.
Очень важно как можно раньше разобраться в этой ситуации, пока она не превратилась в серьёзный конфликт. Если вы поможете ребенку преодолеть противостояние в младших классах, то и в будущем он сможет обезопасить себя от оскорблений и насмешек, хотя мелкие вспышки и стычки с одноклассниками все равно могут происходить — в подростковом возрасте от них никто не застрахован.
Помните, что в этот период необдуманное вмешательство может принести только вред вашему ребенку. Но не стоит впадать в панику: чуткое, внимательное отношение и соблюдение определённой дистанции и рекомендаций семейного психолога смогут подсказать правильный выход из создавшейся ситуации.