Пн.-Пт. 09:00 – 20:00
Сб. 09:00 – 15:00, Вс. – выходной
Недавно мы подводили итоги прошлого учебного года и обнаружили, что запрос «подготовка ребенка к школе» занимает четвертое место в общем списке. Хотя наш центр специализируется, в основном, на решение речевых проблем.
Эта тенденция, на мой взгляд, понятна: требования школы к первокласснику сейчас очень высокие. Он должен уметь читать, писать, считать, грамотно выражать свои мысли. Поэтому редко кто обходится без специализированной помощи дошкольных педагогов в детском саду, в развивающих центрах или в подготовительных классах школы.
Как же так получилось, что и логопед может подготовить к школе? Отличается ли такая подготовка от подготовки любого другого дошкольного педагога?
Хочется сразу подчеркнуть, что я дам ответ, опираясь на свой личный опыт подготовки детей к школе.
Специальности учитель-логопед и преподаватель дошкольной педагогики и психологии (мое образование) позволяют мне работать как с дошкольниками, так и с младшими школьниками по проблемам логопедии, а также по общим образовательным проблемам (нарушения внимания, памяти, дисграфия, дислексия, освоение школьной программы и т. д.).
7 лет назад я вела групповые занятия по подготовке детей к школе. Это был курс, рассчитанный на 2 года. В группе было 8–10 человек. В данном виде работы были свои плюсы и минусы. Ни для кого не секрет, что в любом классе(группе) есть ребята, которые быстро схватывают информацию и те, кто с трудом усваивает материал. Очень обидно наблюдать, как хорошие ребята уже в дошкольном возрасте пытаются списать, «считают ворон» . НО, к сожалению, групповой вид работы заставляет нас строго следовать программе без учета особенностей некоторых детей.
Поэтому спустя 4 года групповой практики мной было принято решение полностью переходить на индивидуальные занятия. Этот вид работы позволяет достигнуть максимального результата, так как в данном случае реально организовать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Есть ребята, которые усваивают весь материал с первого раза. Сказали ему один раз — запомнил. Есть и другая группа: им приходится повторять по много раз одно и тоже. Но страшного в этом ничего нет. Просто его нервная система работает таким образом, что условные нервные связи образуются медленнее и являются непрочными. На индивидуальных занятиях реально организовать усвоение материала разными способами. Чем больше разнообразных упражнений мы выполним, тем устойчивее будет нервная связь в головном мозге.
На первой встрече с ребенком я всегда выясняю левша он или правша. От этого будет зависеть стиль подачи информации. Приведу пример из практики:
Один мой ученик ходил в подготовительный класс школы. Однажды его мама пришла вместе с ним на урок и попросила совета. «Илона Сергеевна, он никак не усвоит состав числа(2 — это 1 и 1, 3- 2 и 1, 1 и 2 и т. д.). Учим, учим… Результата нет» .
Для меня не было ничего удивительного. Этого мальчика я знала уже давно: он был левша. Поэтому оперирование абстрактными числами ему удавалось с трудом. Он не понимал, почему число 2 надо делить?
Другое дело, если надо разделить торт!
«У тебя есть торт. Например, там 5 кусков. Надо подумать, как мы разделим куски между собой. Я могу взять 1 кусок, тогда тебе сколько достанется? 4! И.т.д». Дома я порекомендовала купить реальный торт и делить его. Проблема была решена.
Иногда ребенок очень любит выполнять задания на зрительную память, но задания на слуховую память ему не удаются. Хочу отметить, что в идеале должны быть развиты все каналы обработки информации. Но для успешной работы мы должны знать особенности конкретного ребенка, чтобы нам было от чего оттолкнуться в решении образовательных задач.
Разностороннее развитие позволяет ребенку быть более успешным в жизни. Поэтому на своих занятиях по подготовке к школе я включаю разные задания на развитие памяти, мышления, воображения, речи. Также особое внимание уделяется развитию волевых качеств: целеустремленности, инициативности.
Каждый ребенок индивидуален. Кто-то может заниматься час с энтузиазмом, для кого-то 30 минут максимальная продолжительность урока. Если ребенку трудно удерживать внимание 45 минут, не стоит его заставлять. Допустим, 30 минут он был активным. Слушал и слышал, выполнял задания с охотой, задавал вопросы. И вдруг… все… стремится лечь на стол, зевает, капризничает. В этом случае у педагога 3 варианта: заставлять делать дальше, заинтересовать/переключить на другую деятельность, закончить урок.
На начальном этапе обучения я заканчиваю занятие, когда вижу, что ребенок устал. Потому что искренне убеждена, что заканчивать надо на позитивной ноте. Дальше постепенно, когда я узнаю ребенка поближе, я могу построить занятие таким образом, чтобы удерживать его внимание 45 минут.
Как правило, я беру на курс «подготовка к школе» своих ребят, с которыми мы работали над решением логопедических проблем. Лучше всего подходит этот курс ребятам, которым остался год до школы. Многие родители стали просить начать работать с 5- летнего возраста. Это тоже возможно, тогда мы добавляем в программу много общеразвивающих упражнений, знакомство с окружающим миром.
Хочется еще добавить, что безумно приятно держать связь с родителями своих выпускников. Знать, что школьная программа им дается легко. Что родители используют и передают знания об индивидуальных особенностях ребенка учителю. Бывали случаи, когда меня просили позвонить учителю и подсказать, как найти подход к ребенку, как он лучше усваивает материал. Это и есть настоящая преемственность специалистов.
Желаю всем интересного и качественного процесса обучения!/Пусть подготовка к школе будет для вас и вашего ребенка увлекательным этапом жизни! Качественная подготовка к школе позволит вашему ребенку с легкостью учиться в школе!