location_on Н.Новгород, ул. Родионова, д. 20, 2 этаж
call +7 (831) 423-83-74
alarm Часы работы:

Пн.-Пт. 09:00 – 20:00
Сб. 09:00 – 15:00, Вс. – выходной

Что нужно знать о подготовке ребенка к школе

Недавно мы подводили итоги прошлого учебного года и обнаружили, что запрос «подготовка ребенка к школе» занимает четвертое место в общем списке. Хотя наш центр специализируется, в основном, на решение речевых проблем.

Эта тенденция, на мой взгляд, понятна: требования школы к первокласснику сейчас очень высокие. Он должен уметь читать, писать, считать, грамотно выражать свои мысли. Поэтому редко кто обходится без специализированной помощи дошкольных педагогов в детском саду, в развивающих центрах или в подготовительных классах школы.

Как же так получилось, что и логопед может подготовить к школе? Отличается ли такая подготовка от подготовки любого другого дошкольного педагога?
Хочется сразу подчеркнуть, что я дам ответ, опираясь на свой личный опыт подготовки детей к школе.

Специальности учитель-логопед и преподаватель дошкольной педагогики и психологии (мое образование) позволяют мне работать как с дошкольниками, так и с младшими школьниками по проблемам логопедии, а также по общим образовательным проблемам (нарушения внимания, памяти, дисграфия, дислексия, освоение школьной программы и т. д.).

7 лет назад я вела групповые занятия по подготовке детей к школе. Это был курс, рассчитанный на 2 года. В группе было 8–10 человек. В данном виде работы были свои плюсы и минусы. Ни для кого не секрет, что в любом классе(группе) есть ребята, которые быстро схватывают информацию и те, кто с трудом усваивает материал. Очень обидно наблюдать, как хорошие ребята уже в дошкольном возрасте пытаются списать, «считают ворон» . НО, к сожалению, групповой вид работы заставляет нас строго следовать программе без учета особенностей некоторых детей.

Поэтому спустя 4 года групповой практики мной было принято решение полностью переходить на индивидуальные занятия. Этот вид работы позволяет достигнуть максимального результата, так как в данном случае реально организовать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Особенности работы с ребенком на обучающих занятиях

Скорость обработки информации

Есть ребята, которые усваивают весь материал с первого раза. Сказали ему один раз — запомнил. Есть и другая группа: им приходится повторять по много раз одно и тоже. Но страшного в этом ничего нет. Просто его нервная система работает таким образом, что условные нервные связи образуются медленнее и являются непрочными. На индивидуальных занятиях реально организовать усвоение материала разными способами. Чем больше разнообразных упражнений мы выполним, тем устойчивее будет нервная связь в головном мозге.

Доминантное полушарие мозга

На первой встрече с ребенком я всегда выясняю левша он или правша. От этого будет зависеть стиль подачи информации. Приведу пример из практики:
Один мой ученик ходил в подготовительный класс школы. Однажды его мама пришла вместе с ним на урок и попросила совета. «Илона Сергеевна, он никак не усвоит состав числа(2 — это 1 и 1, 3- 2 и 1, 1 и 2 и т. д.). Учим, учим… Результата нет» .

Для меня не было ничего удивительного. Этого мальчика я знала уже давно: он был левша. Поэтому оперирование абстрактными числами ему удавалось с трудом. Он не понимал, почему число 2 надо делить?

Другое дело, если надо разделить торт!

«У тебя есть торт. Например, там 5 кусков. Надо подумать, как мы разделим куски между собой. Я могу взять 1 кусок, тогда тебе сколько достанется? 4! И.т.д». Дома я порекомендовала купить реальный торт и делить его. Проблема была решена.

Особенности восприятия информации (визуалы, аудиалы, кинестетики)

Иногда ребенок очень любит выполнять задания на зрительную память, но задания на слуховую память ему не удаются. Хочу отметить, что в идеале должны быть развиты все каналы обработки информации. Но для успешной работы мы должны знать особенности конкретного ребенка, чтобы нам было от чего оттолкнуться в решении образовательных задач.

Особенности работы психических процессов

Разностороннее развитие позволяет ребенку быть более успешным в жизни. Поэтому на своих занятиях по подготовке к школе я включаю разные задания на развитие памяти, мышления, воображения, речи. Также особое внимание уделяется развитию волевых качеств: целеустремленности, инициативности.

Время работоспособности

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то может заниматься час с энтузиазмом, для кого-то 30 минут максимальная продолжительность урока. Если ребенку трудно удерживать внимание 45 минут, не стоит его заставлять. Допустим, 30 минут он был активным. Слушал и слышал, выполнял задания с охотой, задавал вопросы. И вдруг… все… стремится лечь на стол, зевает, капризничает. В этом случае у педагога 3 варианта: заставлять делать дальше, заинтересовать/переключить на другую деятельность, закончить урок.

На начальном этапе обучения я заканчиваю занятие, когда вижу, что ребенок устал. Потому что искренне убеждена, что заканчивать надо на позитивной ноте. Дальше постепенно, когда я узнаю ребенка поближе, я могу построить занятие таким образом, чтобы удерживать его внимание 45 минут.

Как правило, я беру на курс «подготовка к школе» своих ребят, с которыми мы работали над решением логопедических проблем. Лучше всего подходит этот курс ребятам, которым остался год до школы. Многие родители стали просить начать работать с 5- летнего возраста. Это тоже возможно, тогда мы добавляем в программу много общеразвивающих упражнений, знакомство с окружающим миром.

Хочется еще добавить, что безумно приятно держать связь с родителями своих выпускников. Знать, что школьная программа им дается легко. Что родители используют и передают знания об индивидуальных особенностях ребенка учителю. Бывали случаи, когда меня просили позвонить учителю и подсказать, как найти подход к ребенку, как он лучше усваивает материал. Это и есть настоящая преемственность специалистов.

Желаю всем интересного и качественного процесса обучения!/Пусть подготовка к школе будет для вас и вашего ребенка увлекательным этапом жизни! Качественная подготовка к школе позволит вашему ребенку с легкостью учиться в школе!

 

Автор статьи

Задайте свой вопрос